Навигация по сайту

Популярные статьи

Главная Новости

Эксперты: Кремлю больше нет смысла создавать видимость конкуренции на губернаторских выборах

Опубликовано: 31.10.2018

Системная оппозиция без оглядки на электорат и заявленные ими же цели «сливает» выборы губернаторов, которые пройдут 9 сентября, констатируют региональные и федеральные эксперты. Опрошенные «Клубом Регионов» политологи Константин Калачёв и Сергей Старовойтов, а также политтехнолог Андрей Колядин объясняют, почему губернаторские выборы больше не представляют интереса для оппозиции, как политическую конкуренцию сравняли с бунтарством и почему политтехнологов можно утопить в Северном море.

Российская системная оппозиция планомерно «сливает» губернаторские выборы. В обмен на сенаторство отказался от участия в губернаторской гонке самый ресурсный оппозиционер Амурской области , депутат Госдумы от ЛДПР Иван Абрамов . В Новосибирской области проявлявший недюжинные амбиции мэр региональной столицы, представитель КПРФ Анатолий Локоть резко изменил планы и отказался от конкуренции с врио губернатора Андреем Травниковым. В Красноярском крае коммунисты под предлогом превращения выборов в фарс не стали никого выдвигать против Александра Усса и вообще поддержали единоросса, потому что он не «пришлый». В Омской области обком КПРФ после длительных раздумий поддержал врио главы региона, представителя «Справедливой России» Александра Буркова. А в Самарской области коммунисты, вместо того чтобы выдвинуть на выборы популярного депутата Михаила Матвеева, отправили играть в поддавки с врио губернатора Дмитрием Азаровым своего первого секретаря Алексея Лескина.

При этом совсем недавно и в ЛДПР, и в КПРФ заявляли, что их главный партийный принцип – участие во всех без исключения выборах, иначе избиратели не поймут.

Удавка для демократии

«Когда коммунисты отказываются от участия в выборах, они, по сути, отказываются от проведения своей очередной маркетинговой кампании. Как они будут объяснять свою позицию избирателям, это тоже большой вопрос. Они сознательно отказываются от части политического веса, это же больно по ним ударит, как ударили все эти соглашательские вещи по ЛДПР и «Справедливой России». Но, очевидно, речь идет о согласованном решении руководителей ведущих политических сил в стране», – говорит политолог, руководитель «Клуба Регионов» Сергей Старовойтов . По его словам, это означает, что основные игроки приняли правила игры, которые диктует федеральный центр.

Политолог Константин Калачёв заявляет: «Политическая жизнь выхолощена, конкуренция оказалась не нужна никому, даже значительной части избирателей, которые считают, что президенту видней, кого назначать». Принципы конкурентности, открытости, легитимности, которые в рамках прежних выборных кампаний продвигал бывший куратор внутренней политики АП Вячеслав Володин, по словам Калачёва, должны были работать на повышение авторитета института выборов и интерес к ним. Но «нынешним модераторам внутренней политики всё это просто неинтересно», считает политолог. В таких условиях, по мнению Калачёва, у системной оппозиции сохраняется только интерес к выборам в законодательные органы, что позволяет ей самовоспроизводиться и критиковать действующую власть. Ведь даже если губернаторские выборы выигрывает кандидат от КПРФ или ее представитель назначается руководить регионом, то партия никаких реальных преференций от этого не имеет. Пример Иркутской и Орловской областей, в которых работают коммунисты Сергей Левченко и Андрей Клычков , тому доказательство, говорит Калачёв: «Эти губернаторы не вносят деньги в партийную казну, они не создают благоприятные условия для кандидатов от КПРФ, они не ложатся костьми во время думской или президентской кампании – возьмите результаты Грудинина в Орловской области . И вообще эти губернаторы зачастую большие «единороссы», чем сами представители партии власти».

Политтехнолог Андрей Колядин податливость и беспринципность парламентской оппозиции связывает с исчезновением демократических принципов формирования элит. «Все-таки власть пришла к осознанию, что самый простой способ – готовить внутри самой власти кандидатов на знаковые должности и продвигать их без участия народа», – говорит он. Очевидное доказательство такого принципа – муниципальный фильтр, но его применение в отношении ярких и незаурядных политиков, которые могут выиграть выборы у назначенцев федерального центра, может обернуться скандалом. «Поэтому основная часть переговоров ведется на уровне подготовки выборной кампании, – продолжает Колядин. – Поверьте мне, что те же Толоконский и Локоть изменили свою твердую позицию принимать участие в выборной кампании не от того, что они плохо спали ночью и проснулись утром с этой мыслью. С ними велись соответствующие консультации, на них оказывалось соответствующее давление, и, понимая, что муниципальный фильтр они не пройдут, они приняли такое решение. А, когда я говорил им об этом в декабре, они в это не верили и вообще решили, что я – это такой понаехавший из Москвы , который говорит всякие глупости. Они были уверены, что они все равно пойдут и выиграют. А я говорил: «Не пойдете и не выиграете, и не потому, что вы бесталанны. Возможно, став кандидатами, вы и выиграете эти выборы, но вы просто не станете этими кандидатами. Потому что есть система убеждений и отсечений кандидатов с помощью муниципального фильтра», – рассказал собеседник.

Пример бывшего полпреда и дважды экс-губернатора Виктора Толоконского показывает, как стремительно меняются условия, считает Сергей Старовойтов. «В политическом поле осталось корпоративное взаимодействие, а политическая конкуренция вытеснена. И самое грустное, что она оказалась маргинализирована, табуирована и выведена в России в область неприемлемого. Те, кто пытается конкурировать в политическом пространстве, сразу же получают метку бунтовщиков. Не оценив этого в должной мере, пропал политический тяжеловес Толоконский. Он-то ожидал, что коридор возможностей пошире, а оказалось, что нет. Даже такие политические тяжеловесы, как он, которые долгие годы в практической политике и знают все ходы и выходы, даже они до конца не понимают, что произошло», – подчеркнул политолог.

Соответственно, и выборы губернаторов, которые 9 сентября состоятся в 22 регионах, пройдут по самому спокойному сценарию. «Ни одного сильного игрока не будет, будут технические кандидаты. И на фоне этих кандидатов будет ярким соболем метаться врио, который будет и мехом от них отличаться, и скоростью, и возможностями. Да еще и президент к нему не дай бог приедет и вообще поразит все окружающее бытие тем, что встанет рядом с врио на каких-то фотографиях», – говорит Андрей Колядин.

Политтехнология в пользу бедных

В этом смысле Владимир Путин становится «главным политтехнологом» страны, замечает Колядин. Привычная политтехнология отходит на второй план.

«Роль практических политтехнологий снижается. Мы видим, как в этом электоральном цикле многие политтехнологи остаются без работы, потому что зачем нужны специалисты, если нет кампаний и нет конкуренции. Если ничего не болит, зачем звать доктора», – рассуждает Сергей Старовойтов.

«Политтехнологам нужно искать себе другое применение. Они нужны для того, чтобы решать те вопросы, которые в нынешних условиях могут решать сами чиновники, – заявляет Константин Калачёв. – Зачем нужны политтехнологи, если есть замгубернатора по внутренней политике, если есть чиновники, которые занимаются пиаром, подготовкой встреч губернатора, взаимодействием с общественным мнением и так далее? Конечно, как класс политтехнологи окончательно не исчезнут, но политтехнологии сейчас – это не выборные технологии. Политтехнолог может играть роль человека с незамыленным взглядом, который поможет руководителю поднять упавший рейтинг, может способствовать его продвижению не только на региональном, но и федеральном уровне, предлагая стратегию информационного сопровождения, может посоветовать, как оптимально выстроить систему работы со СМИ. А что касается выборов, то выборные технологии сейчас если и нужны, то только на выборах муниципального уровня», – поделился Калачёв своим мнением.

Все политологи, кроме Путина, – «в пользу бедных», убежден Андрей Колядин. Они, по его словам, могут лишь создавать иллюзию конкурентности и повышать явку. «Но по сути, если нас завтра всех политтехнологов собрать вместе на одну баржу и утопить где-нибудь в Северном море, то ничего не изменится, а все врио будут избираться так же, как и избирались до этого», – сказал Колядин, добавив, что не хотел бы, чтобы эта идея была реализована на практике.

rss